Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Краеведческая работа ученицы 10 класса Кириленко Анастасии " Легенды". Изучая историю, мы начинаем знакомиться с легендами. На наших краеведческих конференциях уделяется много внимания летописи нашего родного края. А нас заинтересовали легенды. Может, наша история насыщена ими. В моей исследовательской работе я поставила главную цель: выяснить, а какие легенды нашего края лысогоряне передают из уст в уста и какие из них имеют место в нашей истории.
 Самая главная легенда нашего села – это название Лысогорка! Все мы с детства слышим Лысая Гора, что в меловой балке на Диброво. А с другой стороны, я узнала на уроках истории и географии, что на месте нашего села было в давние времена море. Когда начался процесс горообразования, вода ушла и образовалась суша. Что этому свидетельствует? Когда мы ходим по нашей горе, то находим ракушки, кремневые камни. А самая главная скала похожа на голову человека с лысиной. Вот так! А ведь действительно – Лысая Гора! Поэтому и Лысогорка! Подругому никак! Начнём со следующей легенды, а может быть это даже быль. Многие верят в неё, как в действительность, кто-то считает лишь выдумкой.
 Река Тузлов. Сейчас уже и нет в живых тех людей, наших дедов и прадедов, которые свидетельствовали о том, что ещё в конце века наша речка Тузлов была судоходной. Да, немногие сейчас смогут поверить в это! До самой Больше-Крепинской, где были грузовые пристани, как они утверждали, по Тузлову ходили грузовые баржи, перевозившие зерно, лес, рыбу, скот. Поднимались грузовые баржи и выше, до слободы Лысогорка. (Да, тогда села Лысогорки ещё не было.) Ширина реки Тузлов была до 40-50 метров, а глубина до 12-15 метров! Особенно славились своей глубиной такие места, как Щедрово, Став, Холодное на бывшем хуторе Крутой Яр, где ноги сводило от холода. Рыбы всякой в нашем Тузлове было уйма – полутораметровые сомы, огромные жёлтые сазаны, сизые рыбцы, ходившие по поверхности косяками. Раков была тьма, бывало? 2-3 раза затянул рыбак коротеньким бреденьком – и мешок полный! А сама водичка в реке была такая светленькая, чистая. Прямо из реки, со дна, в жару можно было пить воду и никто, потом не болел (вот как!). Куда же вся эта красота подевалась? Что же мы оставляем после себя будущему поколению? Посмотрите, чего только нет сейчас в нашей реке! На 4-5 метров ила в ней, забившего живые родники. Металла всякого сброшено столько, что можно годовой план по его сдаче выполнить, всякий бытовой хлам и мусор из подворий самих же жителей. Разве может выжить река в этих условиях. И потому тяжко умирает, как старый, брошенный всеми человек. Один дедушка, он уже давно на пенсии, Комаров Владимир Григорьевич, рассказал мне, что Тузлов если разливался, то он не мог попасть на работу. А дом его находится прямо у горы, а огород уходит к правому берегу реки. « Так заливало, что в подвале вода была до самого лета, никуда не выйти. Сидим себе в доме и только в окна смотрим». Вот такие воспоминания у Владимира Григорьевича. А Мария Андреевна Крупенякова, наш местный поэт, поделилась со мной такой информацией. « Когда, весной, разливался Тузлов, дорог ведь не было, все заливало водой. Подводы застревали, трактора не могли проехать, а людям приходилось ходить в рыболовных сапогах. Мы, детвора, сидели дома, родители не выпускали. Наш дом был совсем рядом с рекой. А представь, Настенька, какой была река, до моего рождения!» Вот это да!
Мымрик. Следующая легенда, которая меня заинтересовала - это Мымрик. Это очень интересное слово (не правда ли?). Я попытались найти его значение в различных словарях, но не нашла. А услышала его совершенно случайно. К нам на встречу с краеведами часто приходит Раиса Васильевна Ладыченко, библиотекарь, вот от нее мы и услышали это слово. Но что, же оно всё-таки означает? 1870 год. Уже почти 10 лет прошло после выхода положения 1861 года, а страсти вокруг « Уставной грамоты» в Лысогорке накалялись. Барин всё время старается выделить крестьянам плохие земли. Нашлась одна помещица, утверждающая: «Крестьяне тупы, ленивы и умеют только бунтовать.» Взялась она выращивать скот на мясо, на этой самой земле ( которую позже назовут Мымриком). Построила большой каменный сарай у реки Тузлов. Собрала телят под будущую отдачу процентами. В течение пятилетней деятельности набила себе помещица карманы и уехала в неизвестном направлении, бросив скот и не уплатив долгов. Поиски её оказались тщетными. Крестьяне прозвали эту помещицу «мымрой», а тот участок земли, где выращивала она скот, назвали – «Мымриком». В 70-х годах двадцатого столетия возник большой интерес к этому участку земли. Там был построен животноводческий комплекс. Но и сейчас на этой земле ничего не растёт.
 Монастырь. А четвертая легенда заинтересовала меня больше всего. Над прудом, почти у самой вершины Лысой горы, есть огромная, покрытая серым налётом, меловая скала, которую прозвали в народе - «монастырь». «Монастырём» её стали называть незадолго до революции. В один из весенних дней явился в село некий монах Яков. Кто он был по существу? Откуда и какого роду-племени? – никто: ни местная власть, ни церковники, ни местное население; никто не знал, да и не интересовались. Был ли он на самом деле монахом-отшельником, был ли он преступником, который скрывался от возмездия, а скорее всего, был просто тунеядцем. За несколько дней он сделал в скале подобие кельи. Снаружи, на верхушке скалы, он вырубил три главы; внутри вырубил нишу в рост человека , а человек он , по мнению очевидцев был рослый. Да и силой обладал сверхчеловеческой, поэтому « вымахал» топором убежище с пологом, со столом и скамьёй, вытаскал из него весь камень, чтобы образовать внутри пустоту. Но долго в этом жилье он не жил. Может наступающие холода заставили уйти его в более надёжное место, может надо было идти дальше, а может и надоело вредительство лысогорских мужиков и парубков (молодые люди), которые являлись в келью в отсутствие хозяина и разбрасывали его скарб ( вещи) и еду, не решаясь встретиться с ним. Скала могла бы рассказать о том, какими мелкими полосками была разбита перед нею степь, и как враждовали между собой хозяева этих полос. Как имущим доставались лучшие и большие куски земли, а неимущим приходилось довольствоваться тем, что бог пошлёт. И как однажды, среди полей, был убит белыми революционер, землепашец и солдат, поднявший бедняков против несправедливости. И ещё рассказала бы она о том, чего никогда нельзя забыть: как горели хлеба, выращенные хлеборобами, ушедшими защищать свой вольный хлеборобский труд, свой край. Как зимним туманным днём, утопая по колено в снегу, гнали с полей русские войны врага, как были обильно политы белые камни горы кровью героев, идущих на приступ. Помнит скала прямо против неё вдоль мелководной (уже к тому времени) речушки Тузлов наполовину распаханное поле. Три пары коров, запряженные в плуг, медленно с трудом идут вдоль борозды, шесть женщин, их хозяйки, изо всех сил тянут их за налыгачи. Слышен свист кнута над тяжело вздымающимися боками коров, громкое помукивание, и кажется, что смешалась силушка женская с коровьей, и не понять – кому из них легче, кому тяжелее. Эта легенда очень близка каждому живущему в с.Лысогорка, нравится и всем приезжим красота Монастыря.
Однажды к нам в село приехали дельтапланеристы. Они восхищались красотой нашей природы. Один парень подошел к нам, мы с подругами фотографировались на Монастыре, и сказал: « Мы были во многих местах нашей России и за ее пределами, но такой красоты не видели!» Нам приятно, а гордость то, какая за свое село!
 В своей работе, я пыталась выяснить, какими легендами богато наше село. Оказалось, что они всё-таки есть, а вам решать, правда, это или вымысел. Как бы хотела я написать еще о красоте нашего села, но решила посвятить стихотворение. Я часто принимаю участие в конкурсах и многие мои стихи уже печатались в газетах.
Напишу отрывок из стихотворения « Моя Лысогорка».
Ручей меж гор, скала и пруд. Природы чудное творенье! Цветы, небесный воздух тут, Души глубокое забвенье. Я забываю здесь обо всём, О том, что нас всегда тревожит: Проблемы, ссоры, грустный труд, Порой, которой безнадёжен. Люблю деревья, речку, пруд, Где родники с горы текут, Где монастырь былых веков, В скале из мела возведённый, Смотрел он на слиянье рек, Как парень в девушку влюбленный. На месте рек сейчас здесь пруд, Но красоту он лишь прибавил. Здесь воздух нежен, воздух тут- Его ты чувствуешь руками.
 
 
Краеведческая работа ученицы 8 класса Федорченко Оксаны " Учителя - выпускники". Учитель – звучит гордо. Именно люди этой профессии воспитывают наше будущее поколение. В душе любого человека можно отыскать укромный уголок, где золотыми буквами будет написано имя любимого учителя. Но мне больше интересно, то время, когда учителя были учениками. И почему все же вернулись в родную школу. Все это подтолкнуло меня на создание исследовательской работы «Учителя – выпускники», посвященной году учителя. Оказывается, что в нашей школе работает 9 учителей – выпускников. Это люди с добрым, ответственным, отзывчивым сердцем. Очень талантливые педагоги, действительно профессионалы своего дела. Каждый из них учился в разное время, но вернулся сюда, в Лысогорскую среднюю школу. Среди них: И.Н.Карпова, Т.Г.Макуха, Т.В.Лядская, М.И.Светличная, И.В Кушнарев, А.А.Гончаренко, Г.В.Дадукина, Н.А.Моисеенко, Л.И.Гончарова.
Ирина Николаевна Карпова. Левченко Ирина обучалась с1962 по 1978год. Любила учить русский язык и литературу. Её любимый учитель – Плешакова В.М. После окончания школы хотела поступать в ТГПИ, но не прошла по конкурсу и поэтому окончила строительное училище в Красном Луче с отличием. Но решив, что это не её, она вернулась в наше село и все, же поступила в таганрогский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. В это же время работала секретарем комитета ВЛКСМ. Иваниенко В.М. пригласила работать учителем в группу продлённого дня и вожатой в трудовом лагере «Дружба». Также Вера Михайловна предоставила Ирине Николаевне класс для отработки практики учителя русского языка и литературы. Это был её первый опыт, как классного руководителя. Всего же у Ирины Николаевны, как у классного руководителя, 4 выпуска. Настоящий учитель по её мнению тот, который своим примером, своим отношением к работе, к друзьям, близким, подаёт пример своим ученикам. Наиболее запоминающимися моментами школьной жизни стала трудовая практика в летнем лагере, возле Крюково, а также поощрительные поездки в Ленинград (Санкт – Петербург) и Винницу. Ирина Николаевна наш директор. Благодаря ее умению сплотить коллектив, школа стала победителем конкурса. Образовательный процесс был оснащен компьютерными технологиями. Мне очень повезло, Ирина Николаевна мой учитель русского языка.
ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА ДАДУКИНА. Лобко Галина в первый класс пошла в 1975 году. Окончила школу в 1985 году. Любимые предметы: алгебра, литература, история. Любимые учителя: Иваниенко Вера Михайлова, Киселева Анна Николаевна, Левченко Светлана Арсентьева, Шевцова Валентина Тимофеевна, а так же ее первый учитель – Зыкова Вера Алексеевна. На выбор профессии повлиял совет Веры Михайловны Иваниенко. После него, она поехала учиться последний год в педкласс Куйбышевской средней школы. Классным руководителем была Литвинова Раиса Петровна. Закончила Волгодонское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. Ростовский государственный педагогический институт по специальности учитель истории и социально – политических дисциплин. Проходила практику в родной школе. Вышла замуж, сюда и вернулась , посчитав своим долгом. Работает по настоящее время. Самый первый класс дали ей в 1987 году, но она его не выпустила, а закончили они школу в 1994 году. Самый ярким было впечатление, когда она первый раз пришла в класс к Зыковой. В. А., а в классе было 23 ученика. «Учитель - прежде всего должен быть человеком, умеющим прийти на помощь в трудную минуту» - так говорит Галина Владимировна. Галина Владимировна мой учитель истории и обществознания, и мой классный руководитель.
Лариса Ивановна Гончарова Губченко Лариса обучалась в школе с 1967 по 1977 годы. В школе училась прилежно, в 8 классе была награждена значком ЦК ВЛКСМ (Центральным Комитетом Ленинского Комсомола). Окончила школу в 1977 году. В том же году поступила на физико-математический факультет, который окончила в 1992 году. Годы студенчества были самыми интересными, яркими, запоминающимися. По распределению попала в Заветенский район, хутор Фомин – это на востоке нашей области. 17 лет работала учителем Фоминской средней школы. С 2000 года – в нашей школе.В 2004 году выпустила свой первый выпуск, как классный руководитель. Со своими учениками Лариса Ивановна постоянно поддерживает связь. Ценит такие человеческие качества как открытость, порядочность, честность.
Макуха Татьяна Григорьевна Светличная Татьяна в 1977 году окончила нашу школу. Самые яркие впечатления школьной жизни – туристические походы с ночевкой на Саур-Могилу, к памятнику Морякам. И, несмотря на немаленькое расстояние, туда и обратно, со всем снаряжением ходили пешком. Также ездили на слеты туристов там выполняли разные задания: находили азимут, по карте отыскивали предметы, рисовали плакаты, участвовали в художественной самодеятельности. Любимые уроки: математика, история, химия. Любимый учитель – Яков Петрович Рычко, учитель физики. По распределению практику проходила в Куйбышевском районе, тогда же познакомилась со своим мужем, вышла замуж, приехала в родную школу, но уже в качестве учителя. Считает, что учитель должен быть примером для ученика, примером во всём, поэтому ему приходиться всю жизнь учиться не только на курсах, но и у детей. Татьяна Григорьевна мой учитель математики.
Николай Алексеевич Моисеенко В первый класс пошел в 1962. Окончил обучение в 1972 году. В школе учился хорошо, даже в десятом классе был отличником. Любимыми предметами считает географию, ИЗО, литературу. Поступил в ТГПИиняз ( таганрогский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков). Факультет выбрал из-за специальности иностранных языков, а в институте получил квалификацию - педагог. Вернулся в нашу школу, потому что когда пришел из армии, здесь была вакансия. Как классный руководитель, выпустил 2 класса. Учитель на его взгляд должен быть образованным, эрудированным, трудолюбивым, общительным. Самым ярким впечатлением считает учащихся, которые стремятся обладать глубокими знаниями, а также походы и экскурсии с учениками по родному краю и по городам Ростовской области и страны. вместе с Николаем Алексеевичем я познаю основы иностранного языка.
 Александр Андреевич Гончаренко Александр Андреевич обучался с 1962 по 1972год. Любимые предметы: физкультура, география, химия. Любимые учителя: Боженко В.И., Бибиков И.Т., Бибикова Е.С. Иваниенко В.М. пригласила работать в школу, и в 1977 году, в июне поступив в Ростовский государственный педагогический институт на факультет физического воспитания (заочно), стал учителем физкультуры и ОБЖ в нашей школе. В 1995-1997 работал в детской спортивной школе. С 2000 года продолжает свою работу. Самые яркие впечатления школьной жизни: выступления на районных соревнованиях «Орленок», участие футбольной команды школы в финале областных соревнованиях в городе Красный Сулин в 2000году, где она заняла 4 место среди 64 команд. Александр Андреевич мой учитель ОБЖ и физкультуры.
Игорь Владимирович Кушнарёв В первый класс пошёл в 1987, одиннадцатый класс окончил в 1998 году. Литература его любимый предмет, а Карпова Ирина Николаевна любимый учитель. С1998 по2003 обучался в ТГПИ (таганрогский государственный педагогический институт). Став учителем, он продолжил семейную традицию. Его мама, Людмила Сивириновна, учитель начальных классов. Вернулся в нашу школу из-за патриотических соображений. В июне этого года выпустил своих первых выпускников.Учитель на его взгляд должен быть современным, понимающим нынешнюю молодежь, и который любит свою профессию. игорь Владимирович мой учитель физики и информатики.
 Марина Ивановна Светличная Кательницкая Марина обучалась с1979 по1989. Все учителя Лысогорской школы оставили замечательные впечатления в её сердце, она им очень благодарна. На выбор профессии очень сильно повлияла её мама, посоветовшая поступать в Ростовский государственный педагогический университет. Так она и поступила, выбрав исторический факультет. Вышла замуж и поэтому вернулась в родную школу. У неё 2 выпуска. Учитель на её взгляд должен быть современным, идущим в ногу со временем, разносторонне развитым. Другом ученику, но никак не «па не братом». Учеба в старших классах, посещение музыкального кружка, интересные мероприятия: «А ну-ка девушки», «А ну-ка парни», «Золотая осень» и конечно летний трудовой лагерь. Марина Ивановна победитель конкурсов " Лучший электронный урок", " Учитель года", " Самый классный классый". преподает Марина Ивановна в моем классе географию и экономику.
 В своей исследовательской работе я хотела показать, что в нашей школе работает большой коллектив учителей – выпускников. У каждого из них разная история жизни, разное мировоззрение, но всех их объединяет любовь к родному дому под названием – Лысогорская средняя школа. Я горжусь своими учителями. И могу твердо сказать : " Мои любимые учителя". Конечно это не весь коллектив учителей, только его часть. Но в своей работе я хотела рассказать о учителях выпускниках нашей школы, о моиих земляках.
 
 
 
Стихотворение Федорченко Оксаны
 « Мои учителя».
 
 
 
 Учителя- выпускники     
 Звучит так славно ваше имя!
Отдали родине свои
Умения, любовь, кусочек жизни.
 
За это вам поклон земной,
За это наша благодарность.
Желаем, как весной,
Благоухать, дарить всем радость!
 
Вы солнце наше по утрам,
Когда спешим спросонья в школу,
Просвет даруете вы нам
В туннеле жизни нашей темной!
 


Сценарий агитбригады ЮИД
"Поющий дорожный знак"

                    ВСЕ:   Делом важным занимаясь,

                                К вам на праздник собираясь.

                                По шоссе, дорогам, трассам

                                Будем долго колесить.

                                Поглядим на знаки разом

                                И поймем, наверно, сразу,

                                Что дорожных правил знанья

                                Очень важно применить.

 

Много, - много лет назад…
Человек коню был рад,
Чтобы не ходить пешком
Ездил на коне верхом.
Автомобили, автомобили
Буквально всё заполонили
Все быстрей из года в год
Хочет ездить наш народ.
У инспектора движенья
Стало дел невпроворот.
Ты, водитель, - не забудь,
Ты внимательнее будь.
Чтобы с вами никогда не было несчастья,
Знаки разные висят вдоль проезжей части.

                 

  СОБЛЮДАЙ!
( песня на мотив песни "Зажигай!")

Загорелся, заискрился,
Светофор озорной,
Путь, подсказывая людям:
Жди, иди или стой!
Светофор ГАИ поможет,
ну и ты помоги,
запишись в ЮИД скорее,
все еще впереди!

Припев:

Это – не забава!
Это – не игра!
Правила дороги изучать пора!
Соблюдай, правила движения.
Соблюдай, все без исключения.
Соблюдай, их по всей России.
Соблюдай, сделано в ЮИДе!

Очень сложно на дороге
Не попасть в ДТП!
Берегите руки, ноги, изучайте ПДД.
Расскажите всему свету,
Унесите домой,
Эту песню вместе с нами –
Ты сегодня допой!

Припев:

Это – не забава!
Это – не игра!
Правила дороги изучать пора!
Соблюдай, правила движения.
Соблюдай, все без исключения.
Соблюдай, их по всей России.
Соблюдай, сделано в ЮИДе!

1. Мы рады встрече с вами

    В уютном, теплом зале.

2. Есть разговор серьезный

    О случаях курьезных.

3. И в школе слышим мы и дома

  « Должны быть с правилами знакомы!»

4. Как улицу переходить нам нужно,

   Одно и тоже слушать скучно!

5. Нет, братец, ты не прав!

    Здесь речь идет о жизни нашей.

6. И лучше повторить стократ

Все: Здоровый человек гипсованного краше!

7. Не зря за всю историю земли

    Придуманы и знаки, и пароли.

8. Чтоб люди, ориентируясь, могли

     Найти дорогу к дому, к школе.

/Все поют песню на мотив «Девушки бывают разные»/

                                Знаки бывают разные:

                                Синие и красные,

                                Но всем, почему то хочется

                                Со знаками не морочиться.

                                Знаки бывают разные;

                                  Добрые, строгие, важные

                                  И всем одинаково следует

                                  Знания знаков преследовать.

 

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.

Школьница и школьник

Забежали в треугольник.

Все водители на свете

Понимают – это … (ДЕТИ)

 

/песня знаков «Песенка крокодила Гены»/.

Пусть бегут по дороге
Пешеходы в тревоге.

По дороге не стоит бежать.
Светофор нам мигает,
Строго предупреждает, надо знаки дорожные знать

Припев:     К светофору я шагаю
                 У прохожих на виду
                Лишь по зебре твердо знаю
                Я дорогу перейду.

Пусть пока я не взрослый,
Задаю всем вопросы.

Пусть я в школу пока лишь хожу.
Но я правила движения
Знаю все без исключения
И с дорожными знаками дружу.

Припев:

1. Цепляться за машины борт.

Все: Опасный и ненужный спорт!

2. Жизнь на улицах кипит,

    Машины бегают, мелькают

    И только тот, кто правила зубрит,

    На место назначенья прибывает.

3. Здесь строго все, по расписанью.

4. Вот ты идешь, вот – тепловоз.

5. Все полюбовно, по согласованью.

6. И в дождь, и в снег, и в слякоть, и в мороз.

7. Если что-то непонятно…

8. Обращайтесь к знатокам!

1. Объясним доступно, внятно!

2. И большим, и первочкам!

3. Уважайте, изучайте правила движенья…

4. И дорога улыбнется всем без исключения!

(Поют на мотив песни «Замечательный сосед»)

Всем, кому даны колеса,
Передайте наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.
Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу всем укажем,
Уважайте каждый Знак!
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили,
Мы дежурим круглый год.
Самый малый
Знак Дорожный,
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый Знак!


Руководитель отряда ЮИД "Клаксон"  И.В.Кушнарёв.


Исследовательская работа ученицы 7 класса Дрозд Елены 

 « Есть женщины в русских селениях».
 Не зря школу называют вторым домом, люди, сидевшие за партой, всегда будут тянуться к ней. Те, кто постиг школьные занятия, хотя бы совсем маленькую часть, то приучен с раннего детства к труду, то он, так же как и парту будет любить этот труд, на который потратил частицу своей жизни и будет тянуться к нему, будет понимать какую пользу он принес своему народу и даже может быть будущему поколению. Человека, который половину своей жизни отдал посильному труду, достоин высших наград, его можно назвать героем. Так вот и есть такая женщина, о которой совсем немного людей знает, это трактористка СССР Татьяна Федоровна Беда. Мне захотелось, чтобы о ней узнало хотя бы на немного, но больше людей. Председатель колхоза «Россия» И.Е.Лямцев говорил: «Где бы кто ни работал, ни учился - гордитесь своей родиной!» И никто не знает, когда наступит момент, может сегодня, будет учеба, а завтра труд. Так и случилось с Татьяной Федоровной. Беда Татьяна Федоровна родилась 19 января 1921 года в хуторе Николаевском Куйбышевского района Ростовской области. Семья была большая, но бедная, потому что всех надо было прокормить и на это уходило много труда, времени и сил. Она состояла из 7 человек (родители и 5 детей). В школе училась мало, закончила всего 3 класса и дальше не смогла учиться, потому что с учебой не успевала, нужно было работать, дома ухаживать за хозяйством, помогать родителям. Татьяна Федоровна была очень спокойной и послушной девочкой, выполняла все, что её попросят старшие. Когда в селе началось строительство колхоза, и вместе со старшими стала его создавать и Татьяна Федоровна. Встретила войну в возрасте 20 лет. Вместе со своим братом Михаилом и сестрой Пелагеей рыли рвы для того, чтобы у бойцов было укрытие от фашистов. Она всю жизнь мечтала управлять трактором, её мечта сбылась. Как-то в бригаду заехал директор Равнопольской МТС Костюков и сразу обратился к Татьяне Федоровне. Он ей сказал: -Собирайтесь, Таня, трактористкой будешь, поехали на курсы. Эти слова её обрадовали, и она так много хотела сказать хорошего, но от радости она только и промолвила чуть дыша… - Спасибо… Перед посевом через год Татьяна Федоровна вернулась в родной хутор все та же Татьяна, но уже с удостоверением на вождение гусеничной машины. Показав на МТС, бригадир, с какой- то таинственностью сказал: - Вот твой конь боевой, седлай и в степь, скоро будем бороновать. Татьяна Федоровна вспоминает: меня посылали на трудные участки, ведь гусеничный трактор тогда был единственным в бригаде, где колесные не тянут, они шли пешком. До позднего вечера, а иногда даже до поздней ночи натружено урчал трактор. Сделает Татьяна Федоровна норму, ей еще захочется один, два круга сверх задания, потом еще и еще она могла очень много трудиться… Женские руки многое умели – хлеб убирать, землю пахать, а ведь некоторые говорили: « Татьяна, куда ты лезешь, не женское это дело! Иди лучше нам кашу варить!» Но она не собиралась сворачивать со своей дороги, она упорно трудилась. Но после того прошел год и в Равнопольской МТС появилась в числе передовиков и фамилия Т.Ф.Беда. В присутствии всех механизаторов, в торжественной обстановке Татьяне Федоровне Беда вручили премию и Почетную грамоту «За активное участие в успешном проведении уборки урожая». Вот наступила вторая трудовая весна для Татьяны Федоровны, но у неё уже был новенький «ДТ-54», по тем временам это была непревзойденная машина, а скептики удивлялись «Бабе и новую машину, запорет». Еще не взошла утренняя заря, еще спит хутор, а Татьяна Федоровна уже на ногах, возле машины хлопочет. А когда выйдет в степь, мотор, словно тихую песню поет, с таким транспортом и водителю на сердце легко. Приходилось и залежалый пласт бросовых земель перепахивать, буксировать комбайны, вносить в землю семена. Если хозяйству потребовались стройматериалы, то она безотказно едет по бездорожью в Куйбышево. Много разных работ выполняла, больших и малых, но все они нужны были колхозу. Но самый результативный и счастливый был для Татьяны Федоровны 1956 год. За самые высокие показатели, за самую большую в МТС выработку, трактористка была удостоена самой высшей награды правительства – Ордена Ленина. Татьяна Федоровна говорила: - Двадцать лет подряд на одной машине. Если бы умел трактор разговаривать рассказал бы обо всем. Немножко притихнув и взгрустнув, она продолжала: - Да в хорошие руки попал «ДТ-54». Управлять стал трактором И.П.Бержанский. Татьяна Федоровна по одному только звуку узнавала свой трактор, как родная мать узнает своего ребенка по одному только слову, по одному звуку из десятков других. Татьяна Федоровна не забудет дело, то которому она отдала годы своей жизни. После того как по многим причинам уже не могла водить трактор, но она не сидела без дела, она пошла выращивать крупнорогатый скот, но и это дело она выполняла так же, как и то, которое принесло ей самую высшую награду в своей жизни – Орден Ленина. Татьяна Федоровна любит все песни Людмилы Зыкиной. О Татьяне Федоровне писали в газете, и о ней знал весь хутор, она была известной трактористкой. Татьяну Федоровну стали величать по имени отчеству не потому что, подошел возраст 50-тилетия, а потому что у всех было чувство признательности к Татьяне Федоровне. Живет сейчас Татьяна Федоровна в с.Лысогорка. Трудиться не перестает и сейчас. Кто проходит мимо ее дома, останавливается. Огород ухожен, а весь двор утопает в цветах. И все ее руки, которые с детства привыкли трудиться. 19 января 2011 года Татьяну Федоровну с 90-летием поздравляли представители администрации Куйбышевского района, Глава Лукьянчук Виктор Николаевич, Глава Лысогорского сельского поселения Ткаченко С.А., родные и близкие. Конечно же, Татьяне Федоровне было очень приятно, радость на душе, что о ней помнят и сегодня. Дело, которым она занималась, чтят. Мне очень приятно было работать, писать о таком человеке. О таких людях должны знать все. Особую благодарность я выражаю Головановой Надежде Алексеевне (племяннице Татьяны Федоровны), которая помогла мне в подборе материала для написания этой работы и организовала встречу с Татьяной Федоровной. За высокие трудовые показатели сегодня такой орден не вручается. Это наша история и мы должны знать ее, передавать из поколения в поколения.